Каталог
Фотография
Коллажи
Мастер-классы
Материалы для творчества
Каталог
​Непростые будни сказочных героев и абсурд высшей пробы на запоминающихся карикатурах Валерия Тарасенко

Тарасенко всегда удаётся быть современным и востребованным, пусть даже сейчас несколько изменился его подход к карикатуре.

Валерий Тарасенко — российский художник-карикатурист, чьи работы неоднократно появлялись на страницах самых популярных российских изданий: «Известия», «Комсомольская правда», «Огонёк», «Работница», «Крокодил». Всего за свою жизнь он нарисовал около 8 тыс. карикатур и на достигнутом останавливаться не собирается.

Много раз был награждён различными медалями, дипломами и Гран-при различных выставок карикатуристов, в том числе и международных. Дважды признавался лауреатом премии «Золотой телёнок» от Литературной газеты. То есть перед нами по-настоящему маститый мастер-профессионал, который отдал газетной и журнальной карикатуре 35 лет жизни.

Тарасенко всегда удаётся быть современным и востребованным, пусть даже сейчас несколько изменился его подход к карикатуре. В перестроечное время основу его творчества составляла достаточно жёсткая сатира, клеймящая наши недостатки, благо во времена гласности запрос общества на неё был стабильно высоким.

В 90-е его творчество его отражало политические реалии тех лет, стало ещё более раскованным. Тарасенко не боялся рисовать ню в своих карикатурах, но при этом оно всегда было обусловлено имеющейся ситуацией, и юмористически обыграно. Поэтому его карикатуры, хоть и достаточно откровенные, но не пошлые и очень профессиональные.

А вот чёрный юмор художник не уважает, и карикатур на эту тему у него очень мало. Возможно, это отголосок тех самых 90-х, когда чернухи было предостаточно и в обычной жизни, а на карикатурах людям хотелось увидеть что-то более позитивное.

В нулевые он сменил тему своих работ. Политики в его карикатурах стало совсем мало, хотя он и нарисовал цикл рисунков, посвящённых высмеиванию Гитлера в духе советских Кукрыниксов. Но это скорее единичные заказы, а основу творчества стали составлять карикатуры, пародирующие различных литературных и сказочных героев. Получился неожиданный и очень остроумный взгляд на привычных всем с детства персонажей.

Впрочем, иногда Тарасенко рисует чистый абсурд, зачастую с неким лирическим посылом, который может быть не слишком смешной, но зато позитивный и поучительный, вызывает добрую улыбку. Причём можно только удивляться остроумию автора и его умению нестандартно мыслить. Впрочем, эти качества — базовые для любого хорошего карикатуриста, без них добиться успеха в этом деле невозможно.

Рисунок Тарасенко очень простой, несколько небрежный, но отлично работает на восприятие показанной в нём юмористической ситуации. Да и фирменные черты наличествуют: его работы трудно спутать с чьими-либо другими. Но при этом его карикатуры тщательно продуманы композиционно, в них нет ничего лишнего, даже фон в некоторых из них максимально обезличен, давая возможность сосредоточиться на главном — изображённых персонажах и юморе.

Карикатуры Тарасенко очень лаконичные, художник зачастую обходится без облачков с надписями, а если они и имеются, то текст на них максимально короткий. Потому его карикатуры понятны с первого взгляда, хотя совсем уж примитивными и простыми их назвать нельзя. Например, некоторые из них дают отсылки к знаменитым картинам, вроде «Крика» Эдварда Мунка или работам Рене Магритта и, чтобы понять мысль, заложенную в них Тарасенко, нужно «быть в теме».

Рисовать Валерий начал ещё в детском саду, но, как признавался он сам в интервью, некую осмысленность это действие получило лишь в армии. Тогда заболел человек, выпускающий стенгазету, и Тарасенко велели заменить его. Вот здесь он и постарался, дав волю своей фантазии и чувству юмора, да так, что о той самой стенгазете вспоминали ещё долгое время. С тех пор и пытается творить именно так: смешно, остроумно и на грани дозволенного.

Потом была учёба в Мурманском инженерно-морском училище. Карикатуры Тарасенко стал рисовать уже на профессиональном уровне, их охотно печатали все местные газеты, что давало ему неплохую прибавку к студенческой стипендии. Заодно работал фотокорреспондентом, заочно учился в Московском народном университете искусств и в Университете марксизма-ленинизма.

После окончания училища стал работать технологом на рыболовных судах. Но начались 90-е и выяснилось, что за карикатуры платят намного больше, а цензура отсутствует вообще и ограничена лишь понятиями о допустимом самого художника. Неудивительно, что Тарасенко стал профессиональным карикатуристом, и сотрудничал со всеми ведущими газетами и журналами России.

Но и сейчас, после 35 лет стажа на этом поприще, останавливаться на достигнутом не собирается, хоть уже на пенсии. Он выстроил дом в Псковской области и живёт там со своей семьёй, наслаждается заслуженным отдыхом, а чтобы не закиснуть и не заскучать, рисует карикатуры, которые выкладывает в социальных сетях и на специализированных сайтах.

Пусть они уже не столь сатирически острые, как раньше, но чувство юмора Тарасенко не утратил, а его яркие и запоминающиеся карикатуры вызывают улыбку у многих зрителей, увидевших их.


Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.

Арт блог

Похожие статьи

>
Арт блог
Фриц Уиллис: пин-ап с характером, грацией и каплей дерзости
Он рисовал не просто красивых девушек — он создавал настроение. Стиль Фрица Уиллиса — это коктейль из женского шарма, тонкой иронии и кинематографической подачи.
>
Арт блог
Легенда в тени Варгаса: почему Питер Дрибен заслуживает большего признания?
Он рисовал женщин, которые не стеснялись быть желанными — дерзкие взгляды, алые губы и изгибы, от которых трещали журнальные обложки.
>
Арт блог
Неуютная честность портретов: когда художник смотрит в тебя - история Элис Нил.
Эта статья взгляд на судьбу и творчество женщины, ставшей символом бескомпромиссного искусства XX века.
>
Арт блог
Геометрия обнажённого: живопись на грани чертежа, как Юэн Аглоу превратил искусство в науку.
Художник начал писать её фигуру, но, не завершив работу, не успел закончить лицо из-за своей склонности к затягиванию процесса ради точности. В итоге, тело на картине принадлежит Чери, а лицо уже другой модели.