Каталог
Фотография
Коллажи
Мастер-классы
Материалы для творчества
Каталог
​Потерял жену и ребенка из-за водки. Художник Иван Билибин и его прекрасные иллюстрации к русским сказкам

Живопись привлекала молодого человека больше, нежели юриспруденция. Ознакомиться с бытом народа, почувствовать уклад традиционной старины, что невозможно было сделать в Петербурге. Он продолжал рисовать, но при этом педантично 5 квадратных сантиметров в день — ни больше, ни меньше.

Иван Билибин — русский художник, мастер книжной иллюстрации, чьи рисунки к русским народным сказкам до сих пор восхищают ценителей искусства. Он сформировал свой особый «билибинский» стиль — контурные акварельные иллюстрации с обрамлением красочного орнамента, который впоследствии стали считать великолепным образцом русского модерна.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Иллюстрация к сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Создавал Билибин и эскизы костюмов для многих знаковых опер и спектаклей, в частности «Золотой петушок», «Садко», «Борис Годунов» и другие. И уже все знали — нужны хорошие иллюстрации к русским сказкам или декорации для сказочных спектаклей, стоит обратиться к Билибину, он точно не подведёт, нарисует на своём очень высоком уровне. Об одном из лучших русских сказочников-иллюстраторов мы и поговорим в этой статье.

Борис Кустодиев. Портрет Ивана Билибина.

Отцом Ивана Билибина был моряк и врач Яков Билибин, человек достаточно обеспеченный, он участвовал в Русско-турецкой войне, а после её окончания осел в Санкт-Петербурге. Иван получил неплохое образование — Классическая гимназия, рисовальная школа Общества поощрения художеств, после их окончания поехал в Европу, ознакомиться с европейским искусством, а заканчивал обучение у Ильи Репина. Правда, отец настоятельно рекомендовал Ивану помимо художеств учиться на юриста, и Иван не смел его ослушаться. Но живопись привлекала молодого человека больше, нежели юриспруденция.

Баба Яга. Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная"

Большое влияние на творчество Билибина оказала выставка работ Виктора Васнецова. Он долго стоял перед его эпохальной картиной «Богатыри», а когда, наконец, отошёл то был, по словам Билибина, «сам не свой».

Виктор Васнецов. Богатыри.

Русская старина — вот что действительно привлекало начинающего художника, оставалось только воплотить его представления о ней в рисунках.

Он поехал в глухую деревню Егну, расположенную в Тверской губернии, где жили его друзья, чтобы воочию ознакомиться с бытом народа, почувствовать уклад традиционной старины, что невозможно было сделать в Петербурге. Потом поехал в нижний Новгород, посетил Москву — город купеческий, с переливающимся золотом куполов, с нарядными зданиями, где ещё, в отличие от холодного чиновничьего Петербурга, остались живы старинные обычаи и отношение к жизни. В итоге за 4 года поездок Билибин создал свои первые иллюстрации к русским сказкам, которые многократно переиздавались и стали очень популярными.

Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы Яги. Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная"

Иллюстрации Билибина стали неотделимы от русских сказок, именно так и должны были выглядеть сказочные герои, а стиль в котором были нарисованы, удивительным образом сочетал в себе старинные традиции и новые тенденции в живописи — чёткость и лаконичность рисунка, отсутствии всего лишнего, что только бы мешало восприятию. Потому и смотрятся они актуально даже в наше время, не случайно переиздаются «Русские сказки с иллюстрациями Билибина» издательством СЗКЭО, которые пользуются заслуженной популярностью.

Билибин вступил в художественное объединение «Мир искусства», члены которого черпали вдохновение в творчестве прошлого, при этом не забывая про соответствии его духу времени и требованиям современности. Он продолжал рисовать, но при этом педантично 5 квадратных сантиметров в день — ни больше, ни меньше. Этот строго определённый объём удивлял других художников, привыкших творить по вдохновению, но Билибин был непреклонным.

Иван-царевич и Жар-птица. Иллюстрация к "Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке"

Революцию Билибин принял как многие русские интеллигенты — без особого восторга, но с пониманием, что что-то нужно менять, правда, он и представить не мог, что перемены будут столь радикальными. Он со своей женой Рене О`Коннель решил уехать из Петербурга в Крым на свою дачу. Но Билибин начал срываться в запои, которые продолжаются по несколько недель. Жена поставила жёсткое условие — он не должен пить в течение года, условие Билибин выполнить был не в состоянии и супруги расстались.

Царевич на распутье. Иллюстрация к «Сказке об Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке»

Потом была поездка в Египет, жизнь в Париже, где Билибин продолжал создавать рисунки в своём стиле, а в Россию он вернулся спустя 15 лет пребывания за границей — в 1935 году. Приняли его хорошо, благо Билибин был знаменитым художником, сам Сталин удостоил личной аудиенции. Билибин продолжал работать вплоть до смерти в 1942 году от голода, поскольку он отказался от предложенной эвакуации из блокадного Ленинграда, оставив после себя множество отличных иллюстраций и рисунков.


Покупайте подарки ручной работы, картины из каталоге маркетплейса artalebrio.com

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Арт блог

Похожие статьи

>
Арт блог
Фриц Уиллис: пин-ап с характером, грацией и каплей дерзости
Он рисовал не просто красивых девушек — он создавал настроение. Стиль Фрица Уиллиса — это коктейль из женского шарма, тонкой иронии и кинематографической подачи.
>
Арт блог
Легенда в тени Варгаса: почему Питер Дрибен заслуживает большего признания?
Он рисовал женщин, которые не стеснялись быть желанными — дерзкие взгляды, алые губы и изгибы, от которых трещали журнальные обложки.
>
Арт блог
Неуютная честность портретов: когда художник смотрит в тебя - история Элис Нил.
Эта статья взгляд на судьбу и творчество женщины, ставшей символом бескомпромиссного искусства XX века.
>
Арт блог
Геометрия обнажённого: живопись на грани чертежа, как Юэн Аглоу превратил искусство в науку.
Художник начал писать её фигуру, но, не завершив работу, не успел закончить лицо из-за своей склонности к затягиванию процесса ради точности. В итоге, тело на картине принадлежит Чери, а лицо уже другой модели.