
Её картины — как сны на грани наслаждения и опасности. Леонор Фини отказалась подчиняться любым рамкам: ни сюрреализм, ни общественные нормы не смогли приручить её дикое воображение.
30 августа 1908г. родилась Леонор Фини (фр. Leonor Fini) — художница, которая разрушала стереотипы и писала не просто картины, а манифесты свободы. Ее творчество выходило за рамки жанров и времени: она иллюстрировала книги, создавала декорации, костюмы и флаконы духов, но главное — смело говорила о власти, гендере и сексуальности, игнорируя правила и ожидания общества. Мы расскажем о жизни и наследии женщины, которая могла бы стоять в одном ряду с Фридой Кало, Тамарой де Лемпицкой или Доротеей Таннинг — но при этом оставалась исключительно собой.
Конференция-минерал / colloque-mineral. 1960
Леонор Фини уже с первых лет её жизнь была похожа на авантюрный роман. Мать Леонор, итальянка по имени Мальвина, была женщиной с характером: сбежала от мужа-тирана и увезла с собой дочь в родной Триест. Но отец не сдался — он отправил людей, чтобы похитить ребенка. Чтобы избежать похищения, мать несколько лет одевала Леонор как мальчика. Этот опыт, возможно, стал первым источником размышлений о мужчинах и женщинах, которые позже стали неотъемлемой частью её творчества.
Бесполезная рулетка / Le toillette inutile. 1964
Семейная драма в конце концов утихла, и жизнь в Триесте обрела более мирное течение. Но душа Фини рвалась в путь: в 17 лет она уезжает в Милан, а затем — в Париж, в центр бурлящей богемной жизни. Художественных школ она не заканчивала: образование Фини получила сама — в музеях, книгах и анатомических театрах, была самоучкой. Её вдохновляли Юнг, Мишле, эзотерика, алхимия, эротическая литература, — всё то, что позже ляжет в основу её визуального языка.
Хотя она вращалась в кругу Пикассо, Картье-Брессона, Макса Эрнста, Сальвадора Дали и других сюрреалистов, Фини держалась от движения на расстоянии. Она считала его средой, в которой доминируют мужчины и отводят женщинам роль муз, но не творцов. В этом её позиция была близка Фриде Кало или Ремедос Варо — другим женщинам, которые отказались быть тенями великих мужчин и заняли своё место в искусстве.
Gala and Salvator Dalì, Leonor Fini, André Pieyre de Mandiargues, Arcachon, 1940, photography by Stanislao Lepri
Картины Леонор Фини — это театр власти, эротики и метаморфоз. Женщина в её работах не объект, а субъект, центр повествования. Это не просто эротизм, а высказывание о женской свободе и силе. Женщины у Фини — сфинксы, королевы, амазонки. Мужчины рядом с ними — часто в тени, и выглядят пассивно. Это инверсия привычного — то, что всегда раздражало консервативных критиков и восхищало современников, ищущих новый язык.
L'Alcove (автопортрет с Нико Папатакисом) / L’Alcove (Self-portrait with Nico Papatakis).
Одной из самых показательных её работ стала картина “Ню. Портрет Нико Папатакиса” 1942 года, в которой женщина предстает в роли художницы и творца. Это был своеобразный ответ на многовековую традицию мужского взгляда в живописи, с которой спорит также и художница Дженни Савиль в наше время.
Красное видение / Red Vision
Личная жизнь Леонор тоже была высказыванием. Она жила одновременно с двумя мужчинами — Станислао Лепри и Константином Еленски — и не считала нужным что-либо объяснять. Как и её героини, она жила так, как хотела, не спрашивая разрешения.
Фини позировала известным фотографам — особенно дружила с Картье-Брессоном, с которым путешествовала по Европе. На одном из снимков она изображена обнаженной, в атмосфере полной раскрепощенности. Этот снимок в 2007 году был продан за $305 000 — на тот момент рекордная цена за работу Картье-Брессона.
Как и Тамара де Лемпицка, Леонор оказалась близка миру моды. Она создавала флаконы духов (в том числе для Эльзы Скиапарелли), маски и театральные костюмы. Её маски были не просто элементами образа — это был инструмент власти, загадки, трансформации. Одна из них, совиная, позже вдохновила создателей фильма по эротическому роману “История O”.
Автопортрет со скорпионом / Self Portrait with Scorpion. 1938
Среди её работ в кино — костюмы для фильма “8½” Феллини (в сотрудничестве с Пьетро Герарди), а также проекты для Джона Хьюстона. Но даже когда она работала на заказ, её стиль был безошибочно узнаваем.
Фини прожила долгую и насыщенную жизнь. Она умерла в 1996 году, оставив после себя не просто картины, а философию. Её вклад в искусство можно сравнить с влиянием Луизы Буржуа, которая также исследовала тему тела, психологии и женской идентичности.
Сегодня, в эпоху, когда обсуждение мужчин и женщин, власти и многих других аспектов выходит на новый виток, Леонор Фини звучит как пророчество. Она опередила время — и, возможно, именно поэтому её искусство так современно. В её произведениях мы видим не только эхо XX века, но и образ будущего, где каждый может быть собой.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.
Похожие статьи



