Каталог
Фотография
Коллажи
Мастер-классы
Материалы для творчества
Каталог
​"Художник двух миров: как Иван Владимиров стал хроникером войн и скрытым летописцем революции"

Его же работы показывали другую сторону происходящего, обретая выразительность, сравнимую с произведениям Ивана Белибина и Сергея Малютина, чья работа также оказалась не востребованной новой властью.

Летописец революции или ее скрытый разоблачитель? Иван Владимиров был художником, которому доверяли запечатлеть историю. Его картины прославляли советскую власть, но что скрывалось за фасадом официального признания? Откровенные сцены хаоса, грабежей и репрессий, вывезенные на Запад, рассказывают совсем другую историю… Как художник, работавший на власть, стал ее тайным критиком? И почему его настоящие шедевры десятилетиями оставались в тени?

Сожжение орлов и царских портретов 5 марта 1917 г. 1917.

Родом Иван Алексеевич Владимиров из города Вильно (сейчас Вильнюс). Появился на свет он 10 января 1870 года в семье священника, который впоследствии работал библиотекарем Московского Английского клуба. Его мать, Элизабет Вакгорн, была талантливой акварелисткой английского происхождения. Рисованием Иван увлекся с раннего детства, чему родители мальчика нисколько не препятствовали.

Разграбление винной лавки. Петроград. 1919.

Первые профессиональные навыки он приобрел в Виленской рисовальной школе, где его наставником был выдающийся художник и педагог Иван Петрович Трутнев (1827–1912). Учитель разглядел в своем ученике редкий талант и уделял ему особое внимание, развивая его способности.

В 1893 году Иван Алексеевич Владимиров оканчивает Императорскую Академию художеств и начинает самостоятельное творчество.

Разгром помещичьей усадьбы. 1926. Музей Современной истории России

Владимиров был одним из самых востребованных художественных корреспондентов своего времени, запечатлевшим фронтовую хронику Турецкой, Японской, Балканских и Первой мировой войн. В эпоху, когда фотоаппараты были громоздкими и медлительными, его умение быстро передавать сцены сражений на бумаге делало его работы незаменимыми для прессы. Его рисунки публиковались не только в российских газетах, но и в лондонском “Graphic” — первом художественном иллюстрированном журнале, а также в французском “L'Illustration”, а также во многих американских изданиях.

Помещик и поп приговариваются к расстрелу революционным трибуналом. Валдай. 1919.

В отличие от таких художников-баталистов, как Василий Верещагин, чьи картины отличались эпическим размахом и философским осмыслением войны, Владимиров действовал скорее как документалист. Его работам была присуща журналистская точность, схожая с подходом Николая Самокиша, однако Иван Алексеевич, в отличие от последнего, не столько романтизировал военные действия, сколько показывал их реалистичные, а подчас и весьма жестокие детали.

Однажды с ним произошел такой случай: его работы не приняли на выставку “Мир искусства” за излишний реализм. Тогда он решает представить несколько произведений под вымышленным именем, используя финским псевдонимом, работы были написаны в стиле модерна. И были приняты с восторгом. Когда обман раскрылся, даже Илья Репин поздравил Владимирова с успешным разоблачением художественных предрассудков.

На улицах Петрограда. 1918.

В революционные годы Владимиров, работая в Петроградской милиции, создавал портреты преступников для розыска, а также делал зарисовки исторических событий 1917–1918 годов. Его работы можно сравнить с плакатным искусством Дмитрия Моора, однако, в отличие от последнего, он не только работал на агитацию, но и вел честный визуальный репортаж о происходящем.

В советское время Владимиров стал членом Ассоциации художников революционной России, создавал батальные сцены, сотрудничал с издательствами и работал над грандиозным проектом “История Гражданской войны в СССР”. В отличие от социалистических реалистов, таких как Александр Дейнека или Борис Йогансон, его стиль оставался более документальным, без идеализации образов.

Семья "бывших", согнанная с квартиры. 1918.

В последний путь

Голодные годы в Петрограде. Разделка павшей лошади. 1919.

Во время Великой Отечественной войны художник находился в блокадном Ленинграде, создавал агитационные плакаты и писал батальные сцены, такие как “Бой за Тихвин” (1943) и “Бой на улицах Берлина” (1946). Его судьба казалась типичной для советского художника-конформиста: награды, официальное признание, отсутствие репрессий. Однако за этим фасадом скрывалась и другая, менее известная сторона его жизни.

Будучи свидетелем революции, Владимиров оставил серию антиреволюционных работ, изображающих хаос и разрушения тех лет: пьяные солдаты грабят церкви, униженные генералы и священники вынуждены выполнять тяжелый труд. Эти картины были вывезены на Запад, где приобретались коллекционерами, включая Франка Гольдера, который передал их в Гуверовскую военную библиотеку. Гольдер весьма щедро заплатил за каждое купленное им произведение, пять долларов за картину.

Реквизиция продовольствия в окрестностях Пскова. 1922.

Крестьяне возвращаются после разгрома помещичьей усадьбы в окрестностях Пскова. 1919.

Известно также что некоторые работы Владимирова висели в апартаментах Франка Гувера в гостинице “Уолдорф-Астория”. А сотрудникам Гуверовской военной библиотеки пришлось заклеить подпись художника на его картинах, чтобы ненароком не навлечь на него репрессии.

В отличие от советского искусства того времени, прославляющего революцию, его же работы показывали другую сторону происходящего, обретая выразительность, сравнимую с произведениям Ивана Белибина и Сергея Малютина, чья работа также оказалась не востребованной новой властью.

Спортивные состязания в императорских садах. Петроград, июль 1921 г.

В театре. Царская ложа. 1918.

Вандализм в Зимнем дворце. 1918.

Буржуазия на трудовой повинности. 1920.

В подвалах ЧК. 1919.

Некому защитить. 1921.

В личной жизни Владимиров был достаточно скрытным человеком. Известно, что художник был женат с 1899 года на Марии Гавриловне, урождённой Фёдоровой. В браке родили две дочери, Зинаида и Елена. Иван Алексеевич скончался в 1947 году в Ленинграде, на 87-ом году жизни. Точные причины его смерти неизвестны, но, учитывая перенесенные испытания блокадных лет, вероятно, его здоровье было подорвано. Похоронен он на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

За знакомство! 1923-1925 гг.

Гуляние. 1920-е гг.

Так Владимиров остался художником двух миров: официально признанным советским мастером и скрытым летописцем катастрофы революции, чье настоящее наследие стало доступным лишь спустя годы.


Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.

Арт блог

Похожие статьи

>
Арт блог
Фриц Уиллис: пин-ап с характером, грацией и каплей дерзости
Он рисовал не просто красивых девушек — он создавал настроение. Стиль Фрица Уиллиса — это коктейль из женского шарма, тонкой иронии и кинематографической подачи.
>
Арт блог
Легенда в тени Варгаса: почему Питер Дрибен заслуживает большего признания?
Он рисовал женщин, которые не стеснялись быть желанными — дерзкие взгляды, алые губы и изгибы, от которых трещали журнальные обложки.
>
Арт блог
Неуютная честность портретов: когда художник смотрит в тебя - история Элис Нил.
Эта статья взгляд на судьбу и творчество женщины, ставшей символом бескомпромиссного искусства XX века.
>
Арт блог
Геометрия обнажённого: живопись на грани чертежа, как Юэн Аглоу превратил искусство в науку.
Художник начал писать её фигуру, но, не завершив работу, не успел закончить лицо из-за своей склонности к затягиванию процесса ради точности. В итоге, тело на картине принадлежит Чери, а лицо уже другой модели.